+7 (911) 282-37-32

Арт-терапия для детей

Статьи > Арт-терапия для детей

Особую популярность сегодня приобретают различные формы арт-терапии. Наибольшую эффективность этот метод даёт при работе с детьми.

Психотерапевтические функции детского рисунка

Для ребенка рисование является одной из самых естественных и интересных сфер деятельности. Маленький ребенок рисует, не задумываясь и с удовольствием (что особенно важно). В рисунке он отображает собственный внутренний мир, давая терапевту возможность его увидеть.

С возрастом, в процессе социализации, дети начинают все больше «прятать» свой внутренний мир, свои фантазии, опасаясь быть непонятыми, непринятыми, нелюбимыми. На вербальном уровне они манифестируют позитивные эмоции и, чаще всего, искренне отрицают собственную беспомощность, агрессивность, одиночество. Рисование дает детскому психотерапевту возможность понять, что именно стоит за подобными манифестациями. Именно в рисунках самые благополучные, казалось бы, дети «отдают» терапевту свои проблемы, бессознательно прося у него помощи.

По детскому рисунку можно судить о том, как идет развитие нервно-психических функций, насколько оно соответствует возрасту ребенка: можно узнать тип его нервной деятельности, характер, его отношение к окружающим людям и многое другое. Анализ детских рисунков – превосходный метод изучения внутреннего мира ребенка. Рисуночные тесты просты в управлении, не внушают опасений и могут использоваться там, где применение других техник ограничено различными факторами (временем, местом, языковыми барьерами и т.п.).

При краткосрочной терапии или консультировании рисование — наиболее эффективный метод, позволяющий проработать актуальные проблемы (например, страхи), при долгосрочной психотерапии оно помогает выявить глубинные конфликты развития. Психодиагностика при помощи рисуночных тестов может проводиться в рамках семейного консультирования, в групповой работе с детьми и долгосрочной психотерапии. Обычно, именно с нее начинается работа с маленьким пациентом.

Интерпретация детских рисунков

В первую очередь, при интерпретации рисунков необходимо учитывать внешние факторы. Например, один школьный психолог определил мальчика как замкнутого на основании того, что в проективном тесте «Нарисуй несуществующее животное» тот нарисовал черепаху. На самом же деле, этому ребенку накануне родители подарили это животное.

Важно обращать внимание на то, какими эмоциями сопровождается процесс рисования. Например, если трехлетний ребенок, нарисовав головонога, яростно его зачирикивает, можно говорить о выражении агрессии. Если же у ребенка явно плохое настроение, но он рисует очень яркую позитивную картинку, это может говорить о его склонности к конформизму.

С появлением в более позднем возрасте центральных сюжетов, можно судить о том, как ребенок реагирует на необходимость собственной полоролевой идентификации. В этом возрасте дети уделяют особое внимание прорисовыванию признаков половой принадлежности (детали одежды, волосы и т.п.). Девочки старательно украшают изображения женских фигур, мальчики наделяют своих нарисованных героев такими мужскими символами, как различное оружие, технические средства.

Проблема полоролевой идентификации, несомненно, связана с эдипальным конфликтом. Рисунок семьи иллюстрирует эдипальную ситуацию, в которой находится ребенок. Подобный рисуночный тест показывает терапевту, с каким членом семьи ребенок идентифицируется. При нормальном личностном развитии ребенка в изображаемой им семье идентификация с родителем своего пола проявляется в следующих чертах: 1) родители изображаются полностью и наделяются признаками своего пола: мать — украшениями, отец — признаками активности (оружие, инструменты, техника); 2) себя ребенок «одевает» (украшает, вооружает) и раскрашивает так же, как родителя своего пола; 3) в неполных семьях на месте отца (матери) изображается замещающая его (ее) фигура того же пола или вымышленный персонаж.

Интерпретация рисунков детей школьного возраста

В этот период в детских рисунках все больше начинают проявляться актуальные семейные и межличностные конфликты. Понять и проработать их позволяет использование такого рисуночного теста, как «Кинетический рисунок семьи», в котором ребенку предлагается нарисовать членов семьи за каким-нибудь занятием. Дети из благополучных семей склонны изображать свою семью в полном составе, занятую общим делом.

Если на рисунке изображен не полный состав семьи, это может обозначать недовольство семейной ситуацией. Когда на рисунке вообще нет людей или изображаются люди, не связанные с семьей, это может свидетельствовать о травматических переживаниях по поводу семьи, о чувстве отверженности, покинутости, тревожности.

Ребенок также может изобразить ситуацию, травмировавшую его когда-то или пугающую. В этом случае психотерапевт может предложить маленькому пациенту продолжить историю, прорисовать и проговорить ее. Этот метод (серийное рисование) позволит ребенку справиться с тревогой, вызванной пугающей ситуацией.

Ольга Никитина — профессионал с опытом работы более 20 лет. Председатель Координационного совета Гильдии психотерапии и тренинга, член Координационного совета Санкт-Петербургского Психологического Общества, сертифицированный психотерапевт психоаналитической ориентации Единого европейского реестра (Европейской ассоциации психотерапии).

Записаться на прием можно по тел.: +7 (911) 282-37-32.