+7 (911) 282-37-32

Рекомендации к супервизорской группе от 28 июня 2022 года

Методические рекомендации > Рекомендации к супервизорской группе от 28 июня 2022 года

  • О роли нарушения процессов триангуляции и сепарационной тревоги в психогенезе перверсий. Тришкина Э.Р.

«…В первую очередь, необходимо обозначить, что в современной психоаналитической литературе принято разделять непосредственно сексуальные перверсии и перверсные объектные отношения (Кернберг, 2001, Тач, 2013)».

«Первый уровень, более высокий, обнаруживают у пациентов, которые формируют перверсию с целью справиться с кастрационной тревогой. Защищаясь от эдипального страха кастрации, мужчина может создавать образ фаллической женщины, отрицая, таким образом, отсутствие пениса у женщины, и это облегчает сексуальное удовлетворение (Фрейд, 2006)…

… Второй, более низший уровень, обнаруживают у пациентов, которые формируют перверсию для защиты от сепарационной тревоги, а также тяжелой деструктивности.  Кроме того, у пациентов этой группы  также обычно выражены тревоги психотического регистра, связанные со страхом фрагментации и утраты идентичности. Группа этих пациентов характеризуется неспособностью к символизации и тенденцией к непосредственному отыгрыванию травматических переживаний с помощью сексуализированных постановок, которые, как правило, носят ригидный и вынужденный, компульсивный характер (Коэн, 2004)».

https://psyjournal.ru/articles/o-roli-narusheniya-processov-triangulyacii-i-separacionnoy-trevogi-v-psihogeneze-perversiy

 

  • Психотические нарушения. Символизация и психоз. 

 

«…образ занимает позицию посредника между вещью и словом и требует внимания как к своей «содержащей виртуальности», которая позволяет субъекту находить дорогу к объекту, так и к своей «медузоподобной власти» (Tisseron, 1989), подвергающей субъекта опасности замкнуться в квазигаллюцинаторном ослеплении, даже в психотической галлюцинации. Тот же автор уместно отмечает, что «неспособность к воображению ситуации может повлечь за собой отреагирование, и в то же время неспособность вообразить ситуацию как осуществившуюся может привести к желанию ее осуществить, чтобы суметь ее вообразить, т. е. чтобы суметь ее символизировать через образ» (р. 1996). Иначе говоря, на запрос пациентов обеспечить им взаимность желания, мы должны предложить им взаимность образа».

 

  • Мать как Рок и орган печати. Дмитрий Селиванов.

 

«Фрейд в работе о Маленьком Гансе делает любопытное замечание. Заступаясь за мать маленького Ганса, «любящую и заботливую», которая в отчёте её мужа предстаёт как начало всех бедствий – спровоцировала развитие невроза, соблазняя мальчика своей постелью, «привела в действие механизм вытеснения», резко пресекая его ухаживания («Не говори гадости»), пишет: «Не нужно винить мать – она воплощает в себе Рок, а это трудная роль» (Зигмунд Фрейд «Анализ фобии пятилетнего мальчика» // Собрание сочинений в 26 томах. Том 5,  стр. 37-38).

«Безусловно, мать является существом символическим, включённым в общество, культуру и семейную структуру. В этом отношении она является одновременно и посредником, передающим ребёнку многообразие социокультурных, семейных preconceptions, а также запускающей врождённые pre-conceptions (для Биона это pre-conception груди и эдипов комплекс; также это фрейдовские Urphantasien); с другой стороны, она – «художник» со своей неповторимой индивидуальностью, трансформирующий для ребёнка символические элементы в семиотические (альфа-элементы), в форме пригодной для его усвоения».

https://t.me/Bionoferra/61